Генеральный директор Цюй Дунъюй

Заявление Генерального директора ФАО на церемонии высокого уровня, посвященной выходу в свет восьмого издания Глобального доклада о продовольственных кризисах

Генерального директора ФАО д-ра Цюй Дунъюя

24/04/2024

Дамы и господа!

Уважаемые коллеги!

Позвольте поздравить всех, кто участвовал в подготовке этого нового подробного доклада, в котором приводится ретроспективное сравнение положения на текущий момент и в 2016 году и делаются выводы, дающие пищу к размышлению.

Мы, ученые, знаем, что нужно проводить сравнение последовательно, с применением аналитических подходов и с опорой не только на годовые показатели, тогда его результаты дадут более мощный толчок к действиям!

Поэтому хочу подчеркнуть, что работа группы, отвечавшей за подготовку этого основанного на научных данных доклада, заслуживает поистине высокой оценки.

Однако его данные и цифры не обеспечивают стопроцентного охвата – в частности, данные по второй и третьей стадиям Комплексной классификации стадий продовольственной безопасности (ККС) не дают полного представления о реальной ситуации на глобальном уровне.

Авторы рассматривали информацию только по 59 странам – таким образом, ее нельзя назвать исчерпывающей.

Кроме того, разные страны относятся к разным категориям по численности населения, и часть из них переживают интенсивный и усугубляющийся кризис продовольственных цен, который где‑то спровоцирован антропогенным кризисом, а где‑то – стихийными бедствиями.

Вы должны подробно изучить этот аспект, чтобы получить всеобъемлющие результаты.

Кроме того, говоря о продовольственной безопасности, я всегда упоминаю три важных аспекта:

во-первых, наличие продовольствия,

во-вторых, его физическая доступность.

И, наконец, что еще важнее на глобальном уровне, – его финансовая доступность.

Финансовая доступность продовольствия – проблема, актуальная для каждого человека и для каждой организации на планете, и ее решение зависит от всех и каждого.

Наличие продовольствия, как правило, зависит от того, в каком количестве оно производится в самих странах, тогда как обеспечение его физической доступности – более масштабная, межстрановая задача, для выполнения которой необходима бесперебойная международная торговля либо местная логистика.

А вот в вопросах финансовой доступности продовольствия следует уделять внимание каждой стране.

Я настоятельно рекомендую вам подробнее проанализировать это измерение в следующем докладе, чтобы сформировать более реалистичный глобальный сценарий.

Хочу сделать еще одно замечание: вы верно отметили, что в Газе разворачивается самый серьезный продовольственный кризис за весь период с момента публикации нашего первого доклада, и ситуация крайне тревожная.

Однако так можно сказать не только о Газе, но и о Гаити. Мир как будто забыл о Гаити, поэтому я всегда призываю не упускать из виду эту страну.

То же можно сказать и об Афганистане  – я вижу, что в докладе фигурирует эта страна, и все же давайте помнить, что международная повестка не должна влиять на содержание наших докладов.

Не менее важно помнить и о Судане, и о Йемене, и о Сомали, и о других странах.

Мы должны продолжать докладывать о результатах основанного на данных мониторинга в десяти "горячих точках голода", где складывается самая тяжелая ситуация. Это профессиональный, технический подход, от которого нельзя отступать.

Дамы и господа!

Когда у фермеров и рыбаков нет средств для производства продовольствия, это сказывается на его наличии, и люди, особенно дети, подвергаются риску абсолютного голода.

При этом необходимая для спасения жизней помощь так и не попадает в страну ввиду отсутствия гуманитарного доступа и возможностей экстренного реагирования.

Нам нужен более эффективный с экономической точки зрения подход.

Можно действовать тремя разными способами.

Во-первых, невозможно обойтись без гуманитарной помощи.

Во-вторых, существует насущная необходимость мер по поддержанию запасов сельскохозяйственных ресурсов, семян и удобрений, чтобы население могло производить продукцию на местах.

В-третьих, независимо от того, носит ли помощь экстренный или плановый характер, мы должны наращивать потенциал местного населения.

Если не задействовать его ресурсы, ни один из принятых подходов не будет эффективным.

Примеры тому мы ясно видим в таких странах, как Буркина-Фасо, Мали, Судан, Южный Судан, Сомали и Гаити.

В этих странах мелкие фермеры, производящие остро необходимые пищевые продукты, сами страдают от тяжелого отсутствия продовольственной безопасности.

В прошлом году жители сельских районов составляли не менее двух третей населения, сталкивающегося с проблемой тяжелого отсутствия продовольственной безопасности.

При этом лишь незначительная доля гуманитарной помощи направляется на защиту источников средств к существованию в аграрном секторе.

Более стабильным становится финансирование таких стран, как Афганистан: существенное увеличение сумм, выделяемых на срочные сельскохозяйственные мероприятия, позволило сократить масштабы отсутствия продовольственной безопасности в сельских районах этой страны на 11 процентов по сравнению с 2022 годом.

Ситуация остается тревожной, но цифры свидетельствуют о том, что мы движемся в правильном направлении.

Мы должны активизировать нашу борьбу с голодом.

Какие же меры на базе различных подходов, перечисленных выше, нам нужны?

Я бы сказал, что в краткосрочной перспективе прежде всего необходима гуманитарная помощь.

В среднесрочной перспективе, то есть в расчете не только на текущий, но и следующий сезон, нужно наращивать инвестиции в продуктивность сельского хозяйства. Мы должны обеспечивать наличие продовольствия на местах.

В-третьих, мы должны снабжать население новыми сортами растений, потому что во всех странах, особенно в странах с низким уровнем дохода и в уязвимых районах, самым эффективным средством сельскохозяйственного производства остаются семена – именно высококачественные семена необходимы для выращивания новых культур, невосприимчивых к внешним воздействиям.

Поэтому мы планируем поддерживать ряд реализуемых в странах‑членах инициатив по повышению сопротивляемости биотическим и абиотическим стрессам, таких как инициатива КАКП, а также инициативы по трансмиссивным болезням, которые позволят сократить потери продовольствия, обусловленные ущербом, наносимым болезнями и вредителями.

Я считаю, нам жизненно важно понимать, что способствует развитию и сохранению наблюдаемых тенденций, и нельзя переоценить важность работы, выполняемой Глобальной сетью по борьбе с продовольственными кризисами, особенно в сфере формирования данных и разработки решений.

ФАО готова оказывать необходимую техническую поддержку в этой работе, но я также настоятельно рекомендую вам обеспечивать более полную согласованность с другими профильными докладами.

Мне известно, что в мире издается множество докладов, в которых излагаются разные точки зрения, таких как доклад "Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства" (СОФА), подготовкой которого руководит ФАО, но, несмотря на различия, мы должны поддерживать общий консенсус в отношении данных.

В противном случае для тех, кто не работает в сельскохозяйственном секторе, увеличение числа докладов будет означать увеличение объема противоречивой информации, и такая ситуация недопустима.

Поэтому, как я неоднократно говорил, ФАО стремится опираться как на продуманные стратегии, так и эффективные действия на местах, и, что не менее важно, на научные достижения и инновации.

Нам нужны не только фундаментальные, но и ориентированные на практическое применение исследования, и исследования образовательной направленности, но прежде всего необходимы технологии.

Мы будем продолжать совместную работу с такими партнерами, как "Группа двадцати" и другие структуры, а также с региональными и субрегиональными органами, нашими родственными учреждениями, расположенными в Риме, и другими международными учреждениями на всех континентах.

На этом позвольте пожелать вам всего наилучшего.

Мы должны не только делать заявления, но и подкреплять их реальными действиями!

Спасибо!