Борьба с негативными последствиями COVID-19 и структурным кризисом в тихоокеанском регионе

Независимо от наличия или отсутствия случаев COVID-19 в Тихом океане последствия пандемии огромны – беседа с координатором ФАО в тихоокеанском регионе

Тихоокеанские МОСТРАГ являются географически изолированными, небольшими массивами суши.

©Photo: ©jShep/shutterstock.com

05/06/2020

Эрико Хиби, субрегиональный координатор ФАО для Тихого океана и представитель тринадцати тихоокеанских государств, рассказывает о воздействии пандемии COVID-19 на регион Тихого океана и планах по восстановлению.

Прежде всего, чем тихоокеанские острова так отличаются от остального мира?

Они изолированы географически, имеют ограниченную массу суши и пахотных угодий, хрупкую природную среду и обладают меньшими ресурсами.  И во все большей степени уязвимы для природных бедствий и изменения климата.

Они сильно зависят от импорта продовольствия и небольшого числа экономических секторов, таких как туризм, денежных переводов из-за рубежа и доходов от выдачи лицензий на рыболовство.

Кроме того, нужно помнить, что здесь почти все стоит дороже. Затраты на энергетику, инфраструктуру, транспорт, связь и сервисное обслуживание высоки. А значит, меньше возможностей для развития частного сектора, что совершенно необходимого для стимулирования внутреннего производства продовольствия, и сохраняется зависимость от импорта.

И ко всему этому, мало инвестиций в сельское хозяйство, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, и недостаточный уровень трудовой квалификации.

Все это очень сильно сказывается на тихоокеанских общинах.  

Десять стран мира с самым высоким уровнем ожирения находятся на тихоокеанских островах. Население страдает от тройного бремени неполноценного питания - ситуации, в которой сосуществуют недоедание, недостаток питательных микроэлементов и ожирение.

Неинфекционные болезни являются ведущей причиной смертности и заболеваний, так как островитяне практически отказались от потребления свежих морепродуктов и традиционных культур в пользу импортируемых, переработанных продуктов с высоким содержанием калорий, сахара, соли и жиров.

И несмотря на растущую последнее десятилетие политическую решимость, эти проблемы остаются.  

Не расскажете ли нам, как меры, принятые в ответ на COVID-19, могли усугубить эти проблемы или сделать их более очевидными?

Речь идет не только о мерах, введенных тихоокеанскими островами, но и о том структурном воздействии пандемии вследствие решений и ответных мер, принятых другими, находящимися далеко странами, воздействии, которое сказывается на продовольственной безопасности и питании в регионе.

Вот почему я называю этот кризис «структурным».  

Пока в тринадцати тихоокеанских странах, где работает ФАО, не было подтвержденных случаев заболевания COVID-19, за исключением небольшого числа ранее на Фиджи. Однако все острова объявили чрезвычайное положение и закрыли границы.

Будут или нет случаи заболевания, воздействие пандемии здесь все равно огромно.

Во многих тихоокеанских малых островных развивающихся государствах (МОСТРАГ) импортные продукты составляют половину потребляемой человеком пищи. Если пандемия продолжится и пострадают глобальная и местная цепь поставок - от производства, переработки, экспорта, транспортировки до импорта, это нарушит продовольственные системы региона.

Продовольственный импорт тихоокеанских МОСТРАГ зависит от морских грузоперевозок, а морской транспорт сталкивается с задержками из-за закрытия портов и перебоев в логистике. Все это может иметь долговременные последствия.

Пострадали и цены на продовольствие. Если на некоторых островах, например, Фиджи, существует механизм контроля цен на продукты, считающиеся основными, такие как рис, растительное масло, молоко, соль, консервированный тунец, сахар, цены на другие, неконтролируемые продукты питания, например, фрукты и овощи, из-за перебоев во внутренней системе поставок выросли. Через несколько дней после введения карантина в столице Фиджи Суве стоимость наиболее популярных овощей выросла на 11-36 процентов, а в некоторых случаях - до 75 процентов.

Большинство сельского населения само производит потребляемую ими пищу. Но так как некоторые удобрения, животные корма импортируются, внутреннее производство в конечном итоге может пострадать.

Также ограничения на внутренние поездки, снижение спроса на свежую продукцию со стороны туризма, ограничения на рынках - все это сказывается на мелких производителях, которые не могут продать свою продукцию.

Для экономики островов главное - это туризм. На островах Кука на туризм приходится 70 процентов всего ВВП и почти 35 процентов рабочих мест.  

Экономика зависящих от туризма стран в этом году и, возможно, в следующем будет нести огромные потери.

В ряде МОСТРАГ значительный вклад в национальную экономику обеспечивают денежные переводы тех, кто работает за рубежом. Так, в 2018 году денежные переводы эмигрантов составили около 41 процента ВВП Тонги. Они позволяют получателям среди населения удовлетворять свои насущные потребности, в том числе в питании. На Тувалу половина всех денежных переводов тратится на еду.  

Эти переводы во время пандемии сокращаются, ослабляя покупательную способность семей и, вполне возможно, повышая спрос на более дешевые и менее здоровые импортные продукты.

Упали и доходы от лицензирования судов, ведущих лов тунца. Различные меры, включая закрытие аэропортов и портов и карантин судовых команд, ведут к перерывам в деятельности, что стоит рыболовным компаниям по $50 000 - 60 000 в день на судно, а островным государствам - $130 000 недополученных доходов на судно в день.

На тихоокеанские острова нередко обрушиваются циклоны. Не могли бы вы рассказать нам о последствиях последнего циклона?

Циклон «Гарольд» обрушился на Вануату, Фиджи, Соломоновы острова и Тонгу в начале апреля, повредив дома, водоснабжение и посевы.

На Вануату от циклона пострадало более половины всего населения, он причинил значительный ущерб посадкам и в самое неподходящее время - в начале сельскохозяйственного сезона. Циклон уничтожил авокадовые, манговые и цитрусовые деревья, разметал сады таро и разбил рыболовецкие суда. На Фиджи ущерб полям и посевам составил свыше $12 млн. 

Поскольку циклон ударил как раз в разгар опасений относительно распространения COVID-19, поступление извне продовольствия и другой гуманитарной помощи было серьезно нарушено.

ФАО обеспечивает семенами, удобрением, инвентарем наиболее пострадавшие общины на Вануату и Фиджи и оказывает фермерам поддержку в подготовке земли к посадкам.

Однако мы ожидаем, что совокупный эффект от циклона и COVID-19 будет иметь долговременные последствия для продовольственной безопасности, производственно-сбытовых цепочек и средств существования в регионе.

Какие уроки извлек регион из пандемии? Что изменилось?

Никогда прежде значение земельных и морских ресурсов не было столь очевидным, а непрекращающаяся работа ФАО и ее партнеров по защите и устойчивому управлению ими столь актуальной.

Мы наблюдаем в местных общинах рост активности мелких рыбацких хозяйств, скорее всего, из-за уменьшения доступа к импортным продуктам питания, и на атоллах в особенности работают планы по наращиванию мелкого рыбного промысла.

Также население в городских и пригородных районах стало чаще выращивать продовольствие, например, разбивать, где возможно, огороды и приобретать больше местных продуктов.

Также в этот период более очевидной стала потребность в том, чтобы обуздать болезни и вредителей, и во всем регионе растет заинтересованность в том, чтобы остановить распространение африканской чумы свиней, которая недавно была выявлена в Папуа-Новой Гвинее.

Еще появилось понимание важности качественных и актуальных данных для реагирования на структурное воздействие пандемии.

Какой будет роль ФАО в достижении положительных перемен после пандемии?

ФАО продолжит поддерживать МОСТРАГ с целью укрепления их продовольственных систем и повышения в них учета вопросов питания и устойчивости к стихийным бедствиям, будь то через стимулирование местного производства продовольствия или наращивание такой климатически оптимизированной деятельности, как агролесоводство, содействие распространению климатически устойчивых местных видов растений, поддержка прибрежных рыболовецких общин в получении доступа к высокоценным видам рыбы и спасении жизней на море, обучение молодых фермеров и оказание им помощи в получении работы, помощь животноводческим фермам и органам по обеспечению биобезопасности для предотвращения болезней животных, сбор данных по сельскому хозяйству и продовольственной безопасности, чтобы помочь выработать более эффективную политику, укрепление потенциала национальных органов обеспечения пищевой безопасности через организацию лабораторий и обучение, а также оказание поддержки продавцам фаст-фуда, чтобы их продукты стали более здоровыми, и достижение осведомленности потребителей - все, что приведет к улучшению доступа к более здоровой и питательной пище. 

Это возможность перестроить и улучшить продовольственные системы и средства существования устойчивым образом.

В конце концов, ФАО и МОСТРАГ придерживаются единой цели - доступа к безопасному, достаточному и питательному продовольствию для всех.

Контакты

Kevin Hadfield FAO Communications - Pacific (Apia) +685 20 710 / 22 127