"Для обеспечения мирового населения продовольствием и защиты природы необходимо, чтобы участники встречи в Глазго поставили прогрессивные, масштабные и качественно новые цели"

Интервью с первым заместителем Генерального директора ФАО Марией Эленой Семедо: в преддверии начала глобальных переговоров по вопросам климата на КС-26 необходимо рассматривать агропродовольственные системы в качестве одного из элементов решения

©FAO

Первый заместитель Генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) Мария Элена Семедо

©FAO

28/10/2021

Первый заместитель Генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) Мария Элена Семедо, экономист и политик из Кабо-Верде, придает большое значение вопросам развития и экологической устойчивости. В преддверии предстоящей Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (КС-26) в Глазго мы задали ей вопрос о том, какие меры принимает расположенное в Риме спецучреждение ООН с целью помочь покончить с голодом в мире в условиях необходимости преодолеть также климатический кризис.


На основании чего можно будет считать КС-26 успешной?

Пришло время странам подтвердить свои обязательства. Мы видим, что к нам вернулся один из важных участников соответствующей деятельности, Соединенные Штаты. Еще один важный игрок, Китай, также принимает на себя важные обязательства. Если страны прибудут в Глазго и заявят: "Вместе мы подтверждаем свои обязательства добиться того, о чем мы договорились в Париже", – то это станет важным шагом для всего мирового сообщества. Теперь нам действительно необходимо принять масштабные глобальные меры. Еще одним ключевым вопросом является финансирование. Сложности будут заключаться в том, чтобы проследить за соблюдением странами принятых обязательств в отношении мобилизации 100 млрд долл. США в год на цели смягчения последствий и адаптации. И если мы сможем также добиться того, чтобы ежегодно до 2030 года выделять порядка 
40-50 млрд долл. США на цели финансирования адресных, низкозатратных и высокоэффективных мер (таких как НИОКР в сфере сельского хозяйства, внедрение инноваций и цифровых технологий в сельскохозяйственную отрасль, сокращение потерь и порчи пищевой продукции, повышение грамотности среди женщин и осуществление программ социальной защиты), то мы сможем создать невосприимчивые к внешним воздействиям, инклюзивные и устойчивые агропродовольственные системы, которые помогут накормить сотни миллионов голодающих людей. Необходимо увеличить размер обязательств. Вместе с тем нельзя идти по пути простого увеличения, нужно добиваться качественных изменений. Для обеспечения мирового населения продовольствием и защиты природы необходимо, чтобы участники встречи в Глазго поставили прогрессивные, масштабные и качественно новые цели.


Считаете ли Вы, что в Глазго страны смогут преодолеть свои разногласия? 

Все наши трудности взаимосвязаны – мы находимся на критическом этапе в процессе сохранения нашей планеты и обеспечения продовольствием растущего населения мира. Мы просто не можем использовать изолированный подход. В ходе наших дискуссий по вопросу климата время от времени мы затрагивали вопрос ответственности и говорили о тех, кто сейчас расплачивается за проблему, в создании которой они не участвовали. Пришло время взять на себя общую ответственность. Давайте вместе найдем решение и вместе возьмем на себя обязательство действовать. На нас лежит глобальная ответственность, и каждая страна, большая и малая, должна принимать меры. А решения, которые будут приняты, также скажутся на том, как мы производим, преобразуем, распределяем и потребляем продукты питания.


Какова роль ФАО и агропродовольственных систем в рамках переговоров на КС-26? Что Вы думаете о дискуссиях по вопросу о влиянии животноводства на размер глобальных выбросов? 

Считается, что агропродовольственный сектор существенно способствует изменению климата – на него приходится около трети выбросов парниковых газов, в зависимости от того, как вести подсчеты. Поэтому да, мы вносим свой вклад, но мы являемся частью решения, и у нас есть решения. Давайте обсудим эти решения, давайте посмотрим, как мы можем повысить эффективность производства. Например, мы легко можем сократить выбросы метана до 30 процентов за счет улучшения кормления, генетики и здоровья домашнего и молочного скота; следует перерабатывать больше побочных продуктов животноводства и, где это возможно, использовать их в качестве корма, топлива и удобрений; системы раннего предупреждения могут помочь фермерам в уязвимых сельских общинах справиться с последствиями изменения климата.


Животноводство зачастую считается вредным сектором. Мы в ФАО постоянно говорим: представители этого сектора должны присутствовать за столом переговоров. Если они не будут участвовать в обсуждениях, они не смогут предложить решения. Имейте в виду, что в одних странах люди потребляют в среднем 100 килограммов мяса в год, а в других – всего три. Поэтому задача заключается в том, чтобы найти нужный баланс. Кроме того, многие домохозяйства в Азии и Африке живут за счет сектора животноводства. Было бы лучше не лишать их работы. Давайте поможем им использовать более устойчивые методы. Мы уже меняем способы производства и выращивания продуктов питания для людей и планеты, но многое еще предстоит сделать. Именно это ФАО хочет предложить обсудить в ходе будущих дискуссий на КС 26.


Что могут предложить женщины и представители коренных народов?

Женщины находятся на передовой, они больше всего страдают от климатического кризиса, при этом у них же нет средств к существованию во время наводнения или засухи. Слишком часто у них нет доступа к образованию, инновациям и финансам. При этом они являются основной опорой наших агропродовольственных систем. Именно они производят продукты питания, кормят семью. Если мы не примем их интересы во внимание, мы не достигнем желаемых результатов. Коренные народы обладают ценными знаниями о том, как производить продукты питания на устойчивой основе, как использовать биоразнообразие, чтобы сделать питание разнообразным и здоровым, потребляя только доступные продукты. Нам необходимо поддерживать их и расширять их права и возможности, потому что их мнение не всегда учитывается в процессе принятия решений.

Есть и другие способы преодоления климатического кризиса. Например, за счет уменьшения масштабов обезлесения и повышения уровня связывания углерода в почве. Каким образом ФАО оказывает помощь в этих областях?

По оценкам, процесс деградации затронул 30 процентов ландшафтов в мире. Это означает, что восстановление сельскохозяйственных земель и деградированных почв может помочь удалить до 51 гигатонны углерода из атмосферы – учитывая, что по прогнозам в этом году одни только выбросы углекислого газа достигнут уровня в 33 гигатонны, становится ясно, что восстановление земель и почв является действительно выигрышным решением. В Парагвае, где широко распространены проблемы обезлесения и деградации лесов, мы помогаем 87 000 человек, многие из которых принадлежат к коренным народам, предоставляя денежные переводы тем, кто рационально управляет лесами. Когда мы думаем о восстановлении, мы должны также думать о воде. Недавно Межправительственная группа экспертов по изменению климата подчеркнула, что изменение климата оказывает резкое негативное влияние на круговорот воды, что придает более экстремальный характер засухам и наводнениям и делает их более частыми, в то время как повышение температуры ведет к повышению уровня моря. Поскольку на сельское хозяйство приходится 72 процента забираемой пресной воды, необходимы действия и инвестиции с целью производить больше с меньшими затратами воды и поддерживать деятельность по адаптации к изменению климата. ФАО руководит реализацией масштабных инициатив, таких как инициатива "Великая зеленая стена для Сахары и Сахеля", и готовит карту, которая поможет выявить районы с высоким потенциалом связывания углерода в почве. И мы должны сократить масштабы потери и порчи пищевой продукции, на которые приходится 10 процентов выбросов парниковых газов, и продовольственная ценность которых составляет 400 млрд долл. США. 


ФАО все больше работает в партнерстве с частным сектором. Насколько важны такие связи?

Мы много говорим об инновациях, и мы знаем, что именно частный сектор достигает прогресса в сфере инноваций. Они обладают ключевыми возможностями для разработки новых способов производства. Но когда мы говорим об устойчивости, у нас есть возможность убедить их изменить способы производства и преобразования продуктов питания на более устойчивые, мы можем помочь им найти компромиссы и синергию, связать крупных и мелких производителей. Порой кажется, что крупные корпорации совершенно не в курсе, чем занимаются мелкие производители. Но они не только предлагают технологии и инновации, они также обеспечивают доступ к рынкам. Поэтому нам действительно необходимо налаживать стратегические партнерские связи. Мы можем дать мелким производителям выход на рынки, показать им, что от них требуется с точки зрения качества и безопасности. Именно эту роль играет ФАО. Мы являемся своего рода посредником между мелкими и крупными производителями.

Контакты

Николас Ригилло (ФАО) Отделение ФАО по связям со СМИ [email protected]

Тина Фармер специалист по коммуникациям ФАО (+39) 06 570 56846 [email protected]

Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 53625 [email protected]