Африканский Рог: "Регион переживает беспрецедентное бедствие"

Интервью с руководителем Группы ФАО по повышению невосприимчивости к внешним воздействиям в Восточной Африке Сирилом Ферраном

© UN Photo / Fardosa Hussein

Внутренне перемещенные лица (ВПЛ) возле своих временных жилищ в лагере для ВПЛ "Рама Кадеи" в Байдабо, Сомали.

©UN Photo / Fardosa Hussein

25/05/2023

Рим – Африканский Рог подвержен стихийным катастрофам и опасным природным явлениям. За последние 12 лет регион пережил три сильные засухи. После пяти подряд сезонов дождей с уровнем осадков ниже среднего, сейчас, в период затяжных дождей этого года, ситуация в регионе с точки зрения атмосферных осадков нормализовалась. Но в ближайшие месяцы серьезной проблемой будут наводнения. Долгосрочные последствия засухи в сочетании с сегодняшними наводнениями продолжают оказывать разрушительное воздействие на жизнь людей и источники средств к существованию. В этом интервью руководитель Группы ФАО по повышению невосприимчивости к внешним воздействиям в Восточной Африке Сирил Ферран дает оценку текущей ситуации и рассказывает о том, как должны быть расширены принимаемые меры в свете растущих проблем глобального масштаба. 

Вопрос 1: Засуху на территории Африканского Рога называют самой серьезной и длительной за десятки лет. Как она влияет на жизнь сельских общин и их средства к существованию?

СФ: Регион действительно переживает беспрецедентное бедствие. Засуха на территории Африканского Рога длилась три года, или пять сезонов, опустошив источники средств к существованию жителей сельских районов Кении, Сомали, части Эфиопии и, в меньшей степени, Джибути.

Во многих сельских домохозяйствах один неурожай сменяется другим, а гибель посевов, особенно в засушливых и полузасушливых районах, достигает 100 процентов. Некоторые пастбищно-скотоводческие общины лишились всех источников продовольствия и дохода. Дефицит производства сельскохозяйственных культур в сочетании с растущими ценами на продовольствие, отчасти обусловленными конфликтом на Украине, усугубили проблему отсутствия продовольственной безопасности, воздействующую на десятки миллионов людей.

Кроме того, в поисках основных услуг, воды и пищи 2,3 млн жителей региона вынуждены были покинуть свои дома. А нам хорошо известно, что перемещение людей сопряжено с проблемами в области безопасности и насилием, в частности его гендерной формой. Вкратце, засуха спровоцировала острую нехватку средств к существованию, которая в свою очередь вылилась в многоаспектную гуманитарную катастрофу, включающую перемещение населения, проблемы охраны здоровья, неполноценное питание и кризис в области безопасности, и это оказывает долгосрочное воздействие на жизнь людей и их источники средств к существованию.

Вопрос 2: Засуха вызвала падеж 13,2 млн голов скота в регионе, тогда как скот для скотоводческих общин – основной источник средств к существованию. Какие меры принимает ФАО, чтобы защитить скот и компенсировать потери?

СФ: Во время засухи самые значительные потери несут скотоводческие общины. Нехватка воды и кормов привела к тому, что за период с конца 2020 года и до конца 2022 года скотоводы региона потеряли более 13 млн голов скота. Речь идет не только о крупном рогатом скоте, мелких жвачных животных, козах и овцах, но и о верблюдах. Необходимо понимать, что наряду с источником дохода, чем-то, что можно продать, скот является еще и главным источником молока – важнейшего компонента здорового рациона, особенно у детей до пяти лет. Нехватка молока вследствие гибели скота составляет 330 тыс. литров в день. Этого достаточно, чтобы каждый день с начала засухи обеспечивать молоком 1,5 млн детей младше пяти лет.

Высокая распространенность неполноценного питания, которая наблюдается в регионе, связана главным образом с дефицитом производства молока и падежом скота.

В целях решения этой проблемы мы перенаправили некоторые средства существующих проектов по повышению невосприимчивости к внешним воздействиям, что позволило нам спасти какое-то количество продуктивных животных. Принятые нами меры включали обеспечение этих животных кормами и водой. Так, для решения проблемы нехватки воды в Сомали мы восстановили пруды, которые по сути представляют собой огромные хранилища воды – они наполняются в сезон дождей и в сухой сезон могут обеспечивать скот водой пару дополнительных месяцев.

Вопрос 3: Важными проблемами являются голод и отсутствие продовольственной безопасности, тяжелую форму которой испытывают десятки миллионов людей. Какой подход к решению этих проблем применяет ФАО?

СФ: Да, десятки миллионов людей находятся в условиях тяжелого отсутствия продовольственной безопасности, в первую очередь по причине засухи в Кении, Сомали и Эфиопии.

В конце 2020 года, после первого сезона дождей с уровнем осадков ниже среднего, мы немедленно оповестили об этом мировое сообщество. Наша система раннего предупреждения очень эффективна. Но одной этой системы недостаточно. До наступления многоаспектного гуманитарного кризиса засуха в первую очередь и прежде всего провоцирует кризис средств к существованию, поэтому правильный подход заключается в принятии упреждающих мер по защите их источников. К сожалению, в самом начале цикла засухи ресурсы, которыми мы располагали, были ограниченными.

Во втором полугодии 2021 года мы начали получать финансирование, позволившее реализовать ряд мероприятий по спасению наиболее продуктивного и племенного скота. Когда в начале 2022 года кризис обострился, мы опубликовали призыв принять меры в ответ на засуху в регионе с четкой целью предотвратить голод, и эта инициатива была успешной. В реагировании на кризис участвовали все гуманитарные организации, включая УКГВ, ВПП, ЮНИСЕФ, МОМ и УВКБ ООН.

В первую очередь мы определили эпицентры этого многоаспектного кризиса, расставили географические приоритеты для оказания помощи районам, испытывающим нехватку водных ресурсов, тяжелое отсутствие продовольственной безопасности и высокую распространенность неполноценного питания, а также подверженным рискам падежа скота и гибели сельскохозяйственных насаждений. Располагая ограниченными ресурсами, мы сосредоточили усилия именно на этих районах.

В 2022 году ФАО было получено 120 млн долларов США, то есть около 50–55 процентов потребности в финансировании. Используя эти средства, мы сконцентрировались преимущественно на оказании помощи скотоводческим и пастбищно-скотоводческим общинам, наиболее пострадавшим от засухи.

Вопрос 4: Недавно в регионе прошли проливные дожди, вызвавшие внезапные паводки в районах, уже пострадавших от засухи. Как резкая смена погодных условий и приближение Эль-Ниньо осложняют гуманитарную ситуацию?

СФ: Регион Большого Африканского Рога, или Межправительственной организации по развитию (ИГАД), подвержен стихийным катастрофам и опасным природным явлениям. Так, в 2019 году наблюдалась беспрецедентная частота циклонов, и обусловленный ими слишком высокий уровень влажности во внесезонный период стал причиной нашествия пустынной саранчи. И в то же время за последние 12 лет мы наблюдали три сильные засухи.

После пяти подряд сезонов дождей с уровнем осадков ниже среднего затяжные дожди, прошедшие с марта по май 2023 года, укладывались в норму. Но теперь нас тревожит проблема наводнений. Из-за длительной засухи водопроницаемость почвы ухудшилась, впитывание дождевой воды затруднено. Это одна из причин теперешних наводнений. Мы продолжаем следить за ситуацией и определяем территории возможного затопления, чтобы помочь фермерам сохранить урожай.

В отношении периода краткосрочных дождей в октябре–декабре 2023 года можно сказать, что вероятность формирования Эль-Ниньо растет, то есть в конце текущего года в регионе можно ожидать обильные осадки и паводки. Но мы должны трезво оценивать ситуацию. Возобновление дождей не равно быстрому восстановлению людей. Пастбищно-скотоводческим общинам, сохранившим животноводческие активы, на восстановление понадобится пара лет. Те, кто потерял все активы и был вынужден переехать из сельских районов в города, очень редко возвращаются к скотоводству. Они нуждаются в помощи и системе социальной защиты и, в конечном счете, совершенно новых источниках средств к существованию.

Вопрос 5: Регион остро нуждается в инвестициях в защиту источников средств к существованию, повышение невосприимчивости к внешним воздействиям и адаптацию к изменению климата. Можете ли вы привести примеры нацеленных на решение этих задач действий ФАО и рассказать, какие меры должны быть расширены до наступления очередного экстремального климатического явления или засухи?

СФ: Адаптация к изменению климата и повышение невосприимчивости к внешним воздействиям – ключевые задачи ФАО и главные направления ее деятельности на местах. В частности, мы работаем над повышением невосприимчивости общин и каждого отдельно взятого человека к внешним воздействиям, над укреплением способности агропродовольственных систем выдерживать потрясения, включая экстремальные погодные явления и конфликты в регионе.

Например, в Сомали на поддержку средств к существованию в пастбищном скотоводстве направляются целевые инвестиции. Мы работаем над развитием кормового сектора, стараемся создать запасы кормов и диверсифицировать их источники, которые возделываются не только без полива, но и в теории могут орошаться искусственно. Мы также уделяем много внимания охране здоровья животных, потому что здоровые животные лучше переносят потрясения и болезни, сохраняя способность вырабатывать молоко.

Еще одним важным фактором повышения невосприимчивости к внешним воздействиям, который способен в корне изменить ситуацию, является сокращение послеуборочных потерь. На сегодняшний день потери зерновых культур в регионе составляют около 4 млн тонн в год. Этого хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек. Это очень много. Мы видели, как последствия пандемии COVID-19 и война на Украине нарушили работу цепочек поставок продовольствия по всему миру. Наращивание местного производства снизит зависимость региона от импорта продовольственных товаров.

Кроме того, региону ежегодно выделяется продовольственная помощь на сумму
2–2,5 млрд долларов США. Если ту же сумму инвестировать в предупреждение порчи зерна и послеуборочных потерь, фермеры смогут покрыть неудовлетворенные потребности в продовольствии. Расширение инвестиций в снижение послеуборочных потерь позволит существенно уменьшить расходы на оказание гуманитарной и продовольственной помощи и будет иметь долгосрочный эффект.

Мы также изучаем возможность развития кормового и водного секторов, для которого необходимы эффективные меры государственной политики, государственные и частные инвестиции и благоприятные условия, а также механизм государственно-частного партнерства.

Кроме того, мы пытаемся найти долгосрочные решения для перемещенного населения, которые помогут диверсифицировать их источники средств к существованию, обеспечить их экономическую инклюзию и трудоустройство для реинтеграции в производственные сектора.

На этих ключевых сферах мы сосредоточили внимание до наступления следующей засухи. Сейчас мы изучаем, как объединить все многообразие вмешательств и получить масштабный кумулятивный эффект во всех странах региона.

Контакты

Ирина Уткина Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 52542 [email protected]

Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 53625 [email protected]