По мнению руководителя Отдела рыболовства и аквакультуры ФАО, "Всемирный день океанов должен быть всемирным днем человека"

Интервью с директором Отдела рыболовства и аквакультуры ФАО Мануэлем Баранжем

Manuel Barange

Директор Отдела рыболовства и аквакультуры ФАО Мануэль Баранж выступает на конференции в Кении.

©FAO/Luis Tato

08/06/2023

Рим - По словам директора Отдела рыболовства и аквакультуры Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Мануэля Баранжа, океан имеет ключевое значение для обеспечения глобальной продовольственной безопасности и является источником средств к существованию для более 600 миллионов человек, играя жизненно важную роль в преобразовании агропродовольственных систем.

Мануэль Баранж, видный океанолог, в настоящее время использует свои экспертные знания и опыт для реализации целого ряда инициатив, в том числе направленных на то, чтобы помочь странам провести "голубую" трансформацию для устойчивого развития водных систем производства продовольствия на благо людей и планеты, следуя принципу "никто не должен остаться без внимания".

Во Всемирный день океанов он рассказал о том, что представляет собой концепция "голубой" трансформации, в чем заключается важность океана и почему пищевая продукция из водных биоресурсов играет важную роль в создании новых возможностей по борьбе с голодом и даже с изменением климата.

Океан как средство решения проблемы

Рассуждая с позиции ученого, эксперт подчеркивает, что океан необходим для обеспечения стабильности климата, поскольку он поглощает четверть производимых нами выбросов углерода и 90 процентов производимого нами тепла. Он также покрывает три четверти планеты и 90 процентов пространства, пригодного для жизни животных и растений.

"Честно говоря, ни одну сегодняшнюю проблему, будь то изменение климата, отсутствие продовольственной безопасности или нищета, невозможно решить без учета роли океана", – подчеркивает Баранж.

По его словам, необходимо, чтобы люди поняли, что океан – это не аквариум, то есть мы, люди, не просто им любуемся, но и получаем от него пищу и источники средств к существованию.

"Мы – часть океана, мы не существуем отдельно от него. День океана становится нашим днем, Днем человека. Днем поиска решения", – добавляет он.

Для него представление о человеке как части океана знаменует коренное изменение в системе понятий: оно очевидно для общин, зависящих от океана, но не столь очевидно для всех защитников океана.

"Ведь если мы считаем себя частью океана, то мы являемся не только частью проблемы, но и частью необходимого решения. И то, и другое касается нас напрямую".

Пищевая продукция из водных биоресурсов создает новые возможности

Чтобы понять масштабы проблемы обеспечения продовольствием всего мира, эксперт напоминает, что ФАО была учреждена в то время, когда 70 процентов населения Земли жили в нищете, а ученые сходились во мнении о том, что прокормить 3 миллиарда человек невозможно. Сейчас население мира составляет 7,5 миллиарда человек, а всего через несколько десятилетий оно вырастет до 10 миллиардов.

"Все, что решает эту проблему, открывает новые возможности. А пищевая продукция из водных биоресурсов открывает огромные возможности. Благодаря не только объему производства такой продукции, но и содержанию в ней питательных веществ, необходимых, в частности, детям и женщинам репродуктивного возраста".

Термин "пищевая продукция из водных биоресурсов" охватывает 3000 различных видов рыб, моллюсков, ракообразных и водорослей, которые мы добываем, и более 650 видов, которые мы выращиваем. По словам эксперта, при правильном управлении такое огромное биологическое разнообразие создает исключительные долгосрочные возможности в области продовольствия, являясь устойчивым решением. Кроме того, выращивание многих из этих видов оказывает гораздо меньшее воздействие на окружающую среду, чем животноводство.

Баранж поясняет, что, хотя мировой спрос на пищевую продукцию из водных биоресурсов растет, вдвое превышая темпы роста населения, неверно думать, что вместе с этим также растет нагрузка на океаны и, соответственно, на промысловое рыболовство.

"Это не так. По всему миру в течение последних 30 лет рыболовство было невероятно стабильной отраслью. Так как же нам удовлетворить растущий спрос на продовольствие? С помощью аквакультуры. В последние пять десятилетий аквакультура была самой быстрорастущей системой производства пищевых продуктов: три или четыре десятилетия назад она находилась на практически нулевом уровне, а сейчас достигла почти такой же продуктивности, как промысловое рыболовство", – объясняет он.

Новая сложность

По мнению Баранжа, хотя перелов рыбы продолжает оставаться серьезной проблемой для нашего океана и производства пищевой продукции из водных биоресурсов, многие страны добились значительного прогресса, и теперь существует больше инструментов, информации и мер политики, позволяющих бороться с переловом.

Однако возникла совершенно новая проблема, обусловленная изменением климата, и мир должен быть готов адаптироваться к ней. Но как это отражается на нашей способности обеспечивать мир пищевой продукцией из водных биоресурсов?

"В отличие от большинства ресурсов, которые мы выращиваем для употребления в пищу, рыба может свободно перемещаться. У нее нет границ. У нее нет паспортов. А в результате изменения климата меняются места пребывания рыбы, которая вынуждена передвигаться в сторону полюсов. Также меняется ее продуктивность. Меняются сезонные особенности поведения. И это имеет важные последствия для всех звеньев производственно-сбытовой цепи", – подчеркивает руководитель Отдела рыболовства и аквакультуры ФАО.

Например, по его словам, если рыбаку, привыкшему ловить определенный вид рыбы, начинает попадаться другой вид, то его снасти могут оказаться неэффективными, у него может не быть соответствующих разрешений и ему может быть сложно найти покупателей и потребителей.

"Поэтому для решения проблемы изменения климата в контексте обеспечения продовольственной безопасности нам необходимо убедиться, что мы адаптируемся и что наша адаптация – это не просто механизм преодоления трудностей, а часть долгосрочного решения", – подчеркивает он.

Адаптация должна охватывать как рыболовство, так и к аквакультуру. Она предполагает изменение методов работы институтов, подходов рыбаков, рынков и потребителей, а также внедрение новых технологий в тех случаях, когда это возможно.

Эксперт также предостерегает от "спирали плохой адаптации" – поиска одних только краткосрочных решений, которые могут снизить адаптационный потенциал других.

"Что касается обеспечения продовольствием растущего населения, то я глубоко убежден, что главной проблемой в сфере рыбного хозяйства является изменение климата".

"Голубая" трансформация не за горами

"Голубая" трансформация ФАО – это концепция преобразования водных систем производства продовольствия для улучшения производства, улучшения качества питания, улучшения состояния окружающей среды и улучшения качества жизни для всех.

"В ней есть два важных принципа. Первый – признание того, что пищевая продукция из водных биоресурсов способствует решению проблемы голода и неполноценного питания. Второй – признание того, что преобразования происходят без принятия нами целенаправленных мер", – поясняет эксперт.

Баранж подчеркивает, что экспоненциальный рост аквакультуры служит примером масштабных преобразований, произошедших в секторе благодаря инновациям частного сектора.

"Итак, в основе "голубой" трансформации лежит следующее обоснование изменений: если мы наблюдали эти изменения, но напрямую их не контролировали, то какие целенаправленные меры мы можем принять, чтобы сделать будущие преобразования более эффективными и результативными?"

Следующим шагом, объясняет он, будет определение этих мер.

"Первая цель – это обеспечение устойчивого развития аквакультуры в будущем. Мы ожидаем, что до конца этого десятилетия рост аквакультуры составит примерно 22 процента. Но даже этого будет недостаточно, чтобы обеспечить продовольствием растущее население. Поэтому нам необходимо помочь странам развивать аквакультуру более эффективно".

Вторая цель, по его словам, заключается в обеспечении эффективного регулирования всего рыболовства.

"Звучит просто, но на самом деле лишь 50 процентов промысловых видов рыбы регулируются с использованием научных подходов, в то время как другие 50 процентов – нет. Регулируемые 50 процентов видов все больше восстанавливают свои запасы и являются устойчивыми, а остальные – нет. Мы говорим о необходимости обеспечения всеобщего эффективного регулирования потому, что знаем, что благодаря этому достигается устойчивость рыболовства в долгосрочной перспективе".

Третья цель концепции "голубой" трансформации ФАО заключается в развитии цепей производства и сбыта пищевой продукции из водных биоресурсов: это предполагает сокращение потерь и порчи; облегчение выхода продукции на региональные и глобальные рынки; повышение осведомленности потребителей о ценности пищевой продукции из водных биоресурсов; и учет такой продукции в национальных стратегиях питания.

"Все эти процессы, сочетающие в себе увеличение объемов и переход к рациональным моделям производства и использования, входят в концепцию "голубой" трансформации", – подчеркивает он.

"ФАО активно работает со странами для осуществления этой трансформации. Например, что касается аквакультуры, то недавно было достигнуто соглашение с членами ФАО о руководящих принципах устойчивого развития аквакультуры, обеспечивающее нормативный контекст для ее устойчивого и долгосрочного роста".

Без участия человека проблему не решить

Наконец, эксперт подчеркивает, что потребители также должны сыграть важную роль в обеспечении осуществления "голубой" трансформации и, как следствие, более устойчивого и эффективного использования водных ресурсов.

"Нам необходимо просвещать потребителей, потому что относительно вопросов рыболовства и аквакультуры существует много недостоверной информации и недопонимания. Мы не очень хорошо умеем рассказывать о хорошем – только о плохом. Поэтому просвещение потребителя очень важно".

Он добавляет, что потребитель также должен требовать, чтобы потребляемые им продукты были полезными и произведенными в соответствии с принципами устойчивости, а для этого необходимо уделять больше внимания прозрачности в цепи производства и сбыта пищевой продукции из водных биоресурсов.

"Потребителю также важно понимать, что мы должны быть готовы к изменению климата, которое начинает оказывать ощутимое воздействие, меняя системы производства пищевой продукции из водных биоресурсов. Я всегда говорю, что мы должны есть сегодняшнюю рыбу, а не вчерашнюю".

Люди являются частью океанической среды, подчеркивает Баранж, напоминая нам, что во всем мире от рыболовства и аквакультуры зависят около 600 миллионов человек. Около 90 процентов из них живут на Глобальном Юге, а многие – в общинах, где помимо океана, рек и озер у них очень мало альтернативных источников средств к существованию и пропитания. Они не просто пользуются океаном, а являются частью океанической среды, еще одним видом, жизненный цикл которого зависит от океана.

"Нам также необходимо найти решения, которые будут давать результат в глобальном масштабе. А чтобы они были эффективными, необходимо, чтобы участники сели за стол переговоров и способствовали претворению в жизнь необходимых нам перемен. Без океана, рек и озер мы не сможем эффективно решать проблемы нищеты, неполноценного питания, отсутствия продовольственной безопасности и изменения климата. Нужно, чтобы за столом переговоров было отведено место общинам, зависящим от океана", – заключил он.

Контакты

Лаура Киноньес Эксперт по коммуникации [email protected]

Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 53625 [email protected]