Food and Agriculture Organization of the United NationsFood and Agriculture Organization of the United Nations

Гватемальские беженцы в Мексике: где они теперь?


Как беженцы из Гватемалы обрели мир и процветание посредством фермерского хозяйства

Share on Facebook Share on X Share on Linkedin

Эмилия Фелипе Хосе, беженец-фермер из Гватемалы готовит лепешки у себя дома. ©Alex Webb/Magnum Photos for FAO

28/03/2018

Расположенная на пологих холмах деревня Сан-Лоренцо на юге Мексики стала домом примерно для 50 семей беженцев, которые бежали от гражданской войны в Гватемале.

По оценкам Мексиканской комиссии по оказанию помощи беженцам (COMAR), в 80-е годы в Мексику прибыло свыше 45 000 человек, главным образом, из деревень и кантонов Гватемальских районов Уэуэтенанго и Кетцальтенанго.

Николасу Гомесу Доминго, коренному чуху, было 11 лет, когда он пересек границу вместе с родителями, четырьмя сестрами и братьями. Его жене Эмилии Фелипе Хосе, коренной акатенке, было восемь.

Эмилия и ее муж Николас Гомес Доминго работают в теплице (справа) и кормят свиней. ©Alex Webb/Magnum Photos for FAO

Это были ужасные времена – времена, которые ни Эмилия, ни Николас никогда не забудут.

«Мы жили в загонах (после бегства). Некоторые наши родственники умерли, потому что на нас нападали даже по дороге ... Мы спали под деревьями, под дождем, - вспоминает Эмилия, ее темные глаза находятся в постоянном движении, будто наполнившись тем же страхом, который она испытывала 35 лет назад.

Первые годы в Мексике были полны неопределенности, продолжает Николас.

«Сначала мы остановились в Сантьяго-Эль-Вертице. Мы не знали, что произойдет, если мы останемся. Мы ждали, когда ситуация (дома) изменится, чтобы мы могли вернуться. Но все оказалось по-другому. Мы выросли в Сантьяго-Эль-Вертице, а затем переехали в Сан-Лоренцо».

Здесь и встретились Эмилия и Николас. Оба беженцы, обоим предстояло учиться, как стать частью новой среды. В течение многих лет они боялись, что их традиционная одежда и язык могут сослужить им плохую службу. Они не хотели, чтобы про них узнали и отправили их обратно в Гватемалу.

Фермеры работают на кукурузном поле, обрамленном растениями авокадо в деревне Сан-Лоренцо. Деревня населена беженцами, которые бежали от гражданской войны в Гватемале в 80- годах. ©Alex Webb/Magnum Photos for FAO

Из беженцев в процветающие фермеры

Изменения произошли, когда в 2005 году им сказали, что они могут участвовать в правительственных программах.

При поддержке правительства Мексики, епархии Сан-Кристобаль и Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ) Эмилия и Николас вместе с 22 другими гватемальскими семьями купили 78 гектаров земли.

Затем в 2011 году они присоединились к «Стратегическому проекту по продовольственной безопасности» (PESA), реализуемому правительством при поддержке ФАО.

Проект направлен на развитие самых бедных и наиболее маргинализированных сельских общин Мексики. Сан-Лоренцо подходил под оба эти критерия.

Mexico’s Guatemalan refugees: where are they now?
Ссылки на тему

Проект позволил Николасу и Эмилии начать разводить цыплят, свиней, кроликов, овец; выращивать овощи и фрукты; и стать частью фермерских кооперативов, чтобы лучше планировать и продавать свою продукцию.

«Я никогда не думала, что буду работать с другими женщинами-беженцами. Наша жизнь изменилась (с момента участия в проекте)», - говорит Эмилия.

Эмилия и Николас делают большую часть фермерской работы вместе. Она больше смотрит за цыплятами и свиньями и заботится о всходах авокадо и бобовых. Николас каждое утро ухаживает за ягнятами и коровами, а потом присоединяется к жене и остальным, работающим на кукурузных полях.

Фермеры практикуют «мильпу» («milpa») – один из видов сельского хозяйства в Мезоамерике, который предполагает комбинирование посевов различных видов сельхозкультур, таких как кукуруза, фасоль и авокадо.

Их старший сын, Матиас, который мигрировал в США в поисках работы, вернулся домой после начала проекта и присоединился к своим родителям.

«Больше нет необходимости уезжать куда-либо в поисках работы, теперь мы можем остаться здесь и строить нашу жизнь в этой стране», - говорит Матиас.

Узнайте больше о работе ФАО в Мексике.