Рехман работает в туннельном огороде, который он соорудил в начале этого года с помощью ФАО. Получаемая в нем свежая продукция стала для его семьи большим подспорьем во время кризиса COVID-19. ©ФАО/Сима Гази
Рехман выращивает окру, тыкву-горлянку, дыни и томаты в своем огороде из двух туннельных теплиц, которые он построил у себя за домом в городке Ака-Келе в одной из наиболее уязвимых в отношении продовольственной безопасности областей Пакистана. Эти изобретательные и экономичные сооружения, каждое менее метра шириной, своего рода низкотехнологичные теплицы, состоящие из стальных трубок с пластиковым покрытием и протянутых вдоль оросительных шлангов. ФАО помогла установить эти теплицы в начале года, а теперь, «когда рынки и транспорт не работают из-за пандемии, они стали настоящим подспорьем», – говорит он.
Рехман – один их миллионов человек в мире, нашедших изобретательный ответ на вызванные пандемией нарушения в цепочке продовольственного снабжения, которые грозят перебоями с продовольствием там, где в нем нуждаются больше всего, как из-за узких мест в логистике, так и в результате снижения доходов, вызванного кризисом в здравоохранении. В такой ситуации решения, укорачивающие цепочку продовольственного снабжения, в том числе за счет организации вертикальных и городских фермерских хозяйств, обретают новое значение.
Несмотря на то что цены на пшеницу и рис, главные продукты питания для пакистанских семей, в провинции Хайбер-Пахтунхва с введением ограничений на передвижение из-за COVID-19 резко выросли, Рехману все равно удавалось прокормить семью. Кроме того, благодаря продукции со своего огорода у них также более разнообразный рацион. ФАО, работая с Агентством международного развития США (АМР США), помогла еще 75 соседям Рехмана построить туннельные теплицы, которые позволяют продлить сельскохозяйственный сезон, поднять урожайность и повысить доступность для местных потребителей свежей, питательной продукции. Как говорит Рехман, его помидорные кусты дают от пяти до десяти раз больше, чем в открытом поле.
Вертикальное фермерство
Вертикальные огороды и микросады последние годы стали пользоваться еще большей популярностью, дальнейшим катализатором которой может стать пандемия COVID-19. Вертикальные огороды – это обычно высокотехнологичные городские сооружения, в которых овощи выращиваются внутри или снаружи зданий с использованием гидропоники, а микросады – это крошечные участки земли, вписанные в городскую среду. И те, и другие позволяют успешно выращивать листовые овощи и другие дорогостоящие продовольственные культуры.
Рестораны даже стали разводить собственные микросады, называемые также «точной закрытой агротехникой», благодаря компании «Тунгсрам» в Будапеште, которая в свое время первой запатентовала современную лампочку освещения. Сегодня компания выпускает шкафы, размером с платяной, оснащенные контролируемыми компьютером освещением и температурным режимом, а также встроенной системой гидропоники, которая позволяет предприятиям разбивать внутри помещений собственные сады и огороды, требующие минимального ухода.
В противовес микросадам, вертикальные фермы – это часто крупные городские операторы, работающие в старых складских помещениях или подвалах. Некоторые специалисты умеют даже воссоздавать условия, необходимые для выращивания всемирно знаменитого базилика из Италии или ценной клубники Омаказе из Японии.
Слева/вверху: Искусные сады на кровле в Каире позволяют получать свежую продукцию в городских условиях. ©ФАО/Марко Лонгари; Справа/внизу: Микросады в Дакаре эффективно используют пространство и улучшают качество питания городских жителей. ©ФАО/Дж. Келен
Но вертикальное фермерство – это не просто некий тренд в развитых странах. В Кибере, густонаселенной части Найроби, в домашних хозяйствах используются «сады в мешках» из местного лубяного волокна «сизаль», в которых выращивают лук и шпинат, не загромождая при этом проходы. В Кампале местные жители ставят деревянные ящики один на другой вокруг компостной камеры по центру и с помощью старых пластиковых бутылок сооружают прецизионно-капельную систему орошения для выращивания листовой капусты.
В Дакаре ФАО способствовала массовому распространению микросадов в качестве продовольственной и пищевой стратегии для малоимущих домашних хозяйств, уязвимых для неполноценного питания. Сегодня, при участии тысяч семей из среднего класса, город осуществляет эту программу, в которой в сооружениях из кокосовых волокон величиной в один квадратный метр растения выращиваются без почвы.
«Это идеально подходит для ценных плодовоовощных культур с коротким вегетативным циклом, включая грибы и пряности», – говорит Реми Ноно Вомдим, заместитель директора Отдела растениеводства и защиты растений ФАО.
По сравнению с открытыми полями, в этом есть масса дополнительных преимуществ, включая возможность снижать водопользование, ограничивать внесение пестицидов и собирать продукцию круглый год, получая дополнительный доход и страховку от временных нарушений в обычном доступе к продовольствию, говорит он.
В Каире искусные сады на кровле помогают снижать температуру окружающей среды почти на семь градусов по Цельсию.
ФАО оказывает странам поддержку в распространении инновационных агротехнических методов, которые во времена кризисов позволяют укорачивать цепочки поставок, особенно для городского и пригородного населения. ©Aisyaqilumaranas/shutterstock.com
Городское фермерство и озеленение городов
Прочный приверженец создания зеленых городов и ведущий автор примечательного доклада ФАО о том, что делается для этого в городах с невысоким уровнем дохода, Ноно Вомдим считает, что более 360 млн городских жителей только в Африке и Латинской Америке уже вовлечены в ту или иную форму городского или пригородного садоводства и огородничества.
Главное уметь поддержать их усилия мерами политики, которые дадут им доступ к необходимым ресурсам, включая ту или иную форму земельных прав, а также доступ к воде и энергии.
Городские сады и укороченные цепочки продовольственного снабжения также позволяют осознать, насколько продовольственная безопасность зависит от доступности питательного продовольствия, говорит Ноно Вомдим. «Среди дополнительных преимуществ снижение отходов продовольствия и сведение к минимуму упаковки», – добавляет он.
Местное производство не всегда возможно, но, как показала чрезвычайная ситуация с COVID-19, во времена кризиса любая мелочь важна для поддержания продовольственной безопасности. По тому же принципу, простейшее вертикальное фермерство в экстремальных и удаленных условиях более чем оправдано. Это лишний раз подчеркивает, что продовольственные системы могут новаторским образом реагировать на стихийные бедствия, конфликты и хронический стресс, который с изменением климата будет усиливаться.
Вот почему ФАО призывает директивные органы содействовать развитию более коротких цепочек поставок как дополнительного элемента, добавляющего устойчивость, инклюзивность и пищевую ценность удивительно эффективным системам производства составляющих основу питания углеводов.
С этим, на высокогорьях Хайбера, согласен Рехман. Он уже установил за собственный счет дополнительную туннельную теплицу и из человека, находившегося в постоянном поиске дополнительного дохода, чтоб содержать семью, превратился в человека, который хотел бы, чтобы его дети продолжали посещать школу, и к которому жители района обращаются за советом. «У меня теперь есть неплохой стимул», – говорит он.
Узнайте больше