Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией

ФАО на Рыбном форуме в Санкт-Петербурге: китайский «рыбный путь»

Фото: © ФАО/Владимир Михеев

02/10/2023

Московское бюро ФАО в шестой раз приняло участие в Международном рыбопромышленном форуме и Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, которые в этом году проходили 27–29 сентября в «Экспофоруме» в Санкт-Петербурге.  

В первый день работы форума Олег Кобяков, директор Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией, выступил на Круглом столе «Выход и работа на рынке Китая под российским брендом». 

«Многие наши рыбопромышленные компания уже зарегистрировали свои торговые марки на китайском рынке, – открыл обсуждение модератор Николай Вавилов, китаевед и публицист. – Однако, существуют и барьеры, и ограничения. Возможности по преодолению этих барьеров есть, хотя этот рынок большой и сложный». 

«Продукция аквакультуры сегодня уже превышает объем вылова в морях и океанах. В 2021-2022 годах мировая рыбная отрасль преодолела эту «точку Лагранжа», и ныне рыбы и прочих гидробионтов, а также водорослей, выращивается значительно больше, чем добывается, и эта тенденция сохранится и на будущее», – сказал Олег Кобяков. 

Представляя исследование специалистов ФАО по состоянию и перспективам рыбной отрасли и, в частности, китайского рынка, руководитель московского бюро ФАО отметил диаграмму с кривыми роста потребления рыбопродуктов на душу населения, начиная с 1950 года по 2018 год. «Если вы сравните 1960-й и 2018-й, то за эти 58 лет потребление рыбы и рыбопродуктов в мире удвоилось. К 2030 году прогнозируют, что потребление ещё возрастёт и достигнет 22,3 кг на каждого жителя планеты. Это как раз та норма, которая рекомендована Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)». 

«Некоторые страны ставят себе более амбициозные задачи. К примеру, Саудовская Аравия, где ещё в 2010 году потребление на душу населения было 8,5 кг, сейчас довела его за 12 лет до 14 кг, а к 2030 году достигнет 30 кг. Вывод очевиден: всё возможно при наличии инвестиций, использовании современных технологий и совокупности благоприятных политических и экономических решений.  

Если вернуться к китайскому рынку, то в связи с растущей ролью Китая в мировом обороте рыбной продукции и растущей ёмкостью его внутреннего рынка ФАО уже второй год подряд выпускает ежеквартальный обзор цен на рыбопродукцию на китайском рынке. 

Продукция российской рыбной отрасли весьма востребована на китайском рынке. Когда ФАО приступила к выпуску этого бюллетеня (аналогичные исследования есть по европейскому и по глобальному рынкам), она отвечала на запросы конкретных игроков рынка.  

В начале публикации приводится информация о тех директивных и нормативных действиях, которые предприняли китайские власти для регулирования рынка. Два года назад Китай запретил весь экспорт мороженной рыбопродукции, опасаясь, что либо замороженная рыба, либо упаковка могут быть носителями коронавируса.  

Однако, выступая здесь же на форуме два года назад, – сказал в заключение Олег Кобяков, – мы говорили о том, что ни у ФАО, ни у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нет достоверных научных данных о том, что коронавирусная инфекция может переноситься с помощью замороженных продуктов. Эта информация были воспринята аудиторией с благодарностью». 

«Так исторически сложилось, что сегодня нам удобно использовать Южную Корею как крупный хаб для ремонта и снабжения. Вместе с тем на протяжении 90-х и нулевых годов именно китайские компании серьезно помогли отрасли, – отметил Андрей Михалевич, начальник Управления экономики и инвестиций Федерального агентства по рыболовству. – Они покупали нашу продукцию и тем самым финансировали рыболовов, когда у них не было доступа к кредитным средствам, как сегодня.  

Тогда выловы сократились по сравнению со временами Советского Союза до менее 4 млн тонн водных биоресурсов. А импортная продукция, если взять 2013 год как точку отсечения, составляла более 1 млн 70 тысяч тонн. К 2018 году удалось выйти на показатель 5 млн тонн добычи водных биоресурсов. Импорт стал потихоньку сокращаться. В прошлом году он равнялся порядка 500 тысячам тонн.  

Не менее, если не более важно то, что еще лет пять назад 85% экспортной продукции составляло сырье. А сегодня уже более 30% это продукция глубокой переработки, либо полностью готовая продукция, либо это филе в том или ином виде, либо сурими (рыбий фарш без костей и жира), который раньше не производили». 

Сегодня, по мнению Андрея Михалевича, имеет смысл обсуждать стратегию не на устоявшихся уже рынках, а возможности продвижения рыбопродукции, изготовленной из «сырья, добытого в экологически чистых водах, на промысловых судах или на заводах, построенных на Камчатке, Сахалине, в Приморском крае». Эксперт полагает, что нужно присмотреться к новым нишам на рынке Китая с его многомиллионным и притом платежеспособном населении и начать поставлять как полуфабрикаты, так и готовую продукцию. 

Российский экспортный центр командировал в Китай своего сотрудника, «чья задача – по вашему запросу установить контакт с местным дистрибьютером, выяснить, что это за компания, можно ли с ней взаимодействовать, – рассказал Александр Морев, руководитель проекта по поддержке экспорта агропромышленного комплекса Российского экспортного центра. – В итоге вы получаете репутационную справку. Наш сотрудник может также организовать встречу и помочь в ее проведении. Все это – бесплатная услуга, которую предоставляет вам РЭЦ». 

Помимо этого, подчеркнул эксперт, РЭЦ способен помочь в поисках финансирования для создания экспортно-ориентированного прозводства, нацеленного на продукцию высокой переработки. Одновременно решается вопрос со страхованием, притом эту услугу может предоставить как российский, так и зарубежный банк, с которым у РЭЦ есть соответствующее соглашение. Речь может идти об открытии производства как в России, так и в Китае.  

«Во многих странах существуют программы по продвижению национальных брендов, в том числе и рыбной продукции, – отметил Александр Морев. – Такие програмы, к примеру, есть в Норвегии и Канаде. Мы приглашаем производителей участвовать в формировании ТЗ для нашей программы по продвижению брендов “Сделано в России”». 

На Круглом столе состоялись презентации нескольких крупных китайских компаний. Г-н Ян Хао, генеральный управляющий LiaoYuGroupCo., Ltd., рассказал о деятельности своей компании, зарегистрированная в городе Далянь (наша справка: этот город под названием «Дальний» был основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива на арендованной у Китая территории. На строительство города, которое заняло 7 лет, Российская империя затратила 30 млн золотых рублей). 

Сегодня эта компания является в этой географической точке монополистом по организации грузоперевозок, складирования импортной рыбопродукции, а также в области судоремонта. Во время ковидной пандемии склад ее дочерней компании был основным (и единственным) местом прохождения карантина ввозимой морепродукции. 

В свою очередь г-жа Ли Найбин, генеральный директор TieyueYiheng (Dalian) DevelopmentCo., Ltd., представила свою компанию, которая занимается производством, переработкой и хранением рыбопродукции, а также импортом и экспортом морепродукции. Специализация компании – камчатский краб, трепанг и морские виды рыб. Компания создала филиалы и логистические склады в России, Японии, Северной Корее и ряде других стран. Годовой товарооборот в торговле с Россией составляет 3 млрд юаней (около 420 млн долларов США). 

Запоминающейся стала заключительная презентация, в которой Александр Сапожников, генеральный директор Группы компаний «Русский Краб», рассказал о неоднородности географии потребления краба в Китае – на севере предпочтение отдают мясным продуктам, а крабоеды сосредоточены в основном в прибрежных регионах. С одной стороны, это обстоятельство открывает хорошие перспективы для экспортеров, поскольку в Китае 110 портов для приема морепродуктов, но, с другой стороны, только несколько из них обладают надлежащей портовой инфраструктурой и достаточной для приема краболовных судов глубиной, а также мощностями для хранения живой продукции.

Александр Сапожников указал на неиспользованный потенциал продвижения российских морепродуктов. За последние годы, например, при поддержке Fisheries Council of Canada, национальной ассоциации, которая занимается позиционированием и продвижением рыбной продукции, рост импорта в Китай канадского краба составил 51%.  

Александр Сапожников подробно представил стратегию компании «Русский краб» по продвижению своего бренда на китайском рынке. В разделе «Трейд-маркетинг» значится: создание представительства в Китае; презентация новых продуктов с дегустацией; обучение сотрудников партнеров; эксклюзивная дистрибуция. Раздел «Брендинг» включает следующие элементы: зарегистрированная торговая марка (ТМ); упаковка; мерч, полиграфия, сувениры; фирменные рецепты. Раздел «Мероприятия» (Events): международные и национальные рыбопромышленные выставки; ярмарки, фестиваль краба; тематические роуд-шоу. Раздел «Пи-Ар» (PR): сайт на китайском языке; аккаунт бренда в WeChat; публикации о компании в СМИ. 

«Так как опросы показывают, что 91% конечных потребителей в Китаю считают, что они ни разу не пробовали морепродукты из России, а статистика говорит об обратном, и Россия превратилась сегодня в крупнейшего поставщика водных биоресурсов в Китай, у нас есть значительные резервы для расширения присутствия на этом рынке в Китае», – заключил российский бизнесмен.

* * *

На секции распространялась публикация «GLOBEFISH: Обзор цен на рыбную продукцию в Китае, выпуск за 2 кв. 2023 г на русском языке, переведённая московским офисом ФАО специально к Форуму. 

Дополнительная информация 

Китай – крупнейший торговый партнер России по импорту водных биологических ресурсов (ВБР). Многие российские производители уже начали и завершили процессы регистрации собственной торговой марки в Китае, чтобы выходить на рынок со своим продуктом.