Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией

Назови верблюда «Жусан», что значит «степная полынь»! Вырастет неприхотливым и выносливым, как это растение

©Фото: © ФАО/Владимир Михеев

02/05/2024

Колоритной достопримечательностью Астраханской области признаны гигантские «корабли пустыни» - самые высокорослые в мире двугорбые верблюды-бактрианы калмыцкой породы. В этой южной части Российской Федерации их насчитывается более 3,5 тысяч голов. Но только два хозяйства в области занимаются разведением бактрианов – УМСХП «Аксарайский» и СПК Племсовхоз «Родина». 

Совместная делегация Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) во главе с их руководителями, Олегом Кобяковым и Владимиром Мошкало, посетила верблюдоводческое хозяйство «Аксарайский». Поездка проходила в рамках Международного года верблюдовых – 2024. 

Группу ФАО-ЮНЕП радушно принимала Бибигул Жумагулова, руководитель верблюдоводческого хозяйства «Аксарайский» в Красноярском районе Астраханской области, – профессионал и знаток своего дела, ветеринар по образованию и опыту работы. Сейчас у нее 1700 голов двугорбых подопечных в нескольких гуртах, каждый по 50-100 животных. Хозяйство имеет свыше 20 производственных точек занимается в основном животноводством, однако имеет и свои сенокосные поля и пастбища, заготавливает корма. Общая стоимость животных «на балансе» – 122 млн рублей. 

Несмотря на столь внушительные цифры, «Аксарайский», как и вся небольшая отрасль верблюдоводства в стране, испытывает серьезные трудности. 

Прежде всего они касаются обмена племенным материалом и животными-производителями, который по сути прекратился во время пандемии COVID-19 и так и не восстановился. Контакты на этом поприще прервались даже с соседней Калмыкией, вторым по значению верблюдоводческим оазисом России. 

«Мы обращались к рязанским коллегам, в Институт коневодства, – рассказала глава верблюдоводческого хозяйства. – Слышали, что там были выдающиеся самцы, у которых высота между горбами по два с лишнем метра, однако и рязанцы не смогли помочь». 

Среди других главных проблем - преемственность, восполнение штата табунщиков, средний возраст которых близок к 60 годам. Небольшие заработки, нелёгкая работа, тяготы жизни в степи и падающий престиж профессии ведут к тому, что дети верблюдоводов уезжают в город и остаются там. 

Это ремесло весьма традиционно и с трудом принимает инновации. Местные табунщики не так давно пытались применять GPS-треккеры, ведь во время гона верблюды нередко разбредаются, особенно самцы. «Однако что толку, покрытие сигнала и связь здесь очень нестабильны, и проку от этой недешевой игрушки здесь мало», - пожаловались наши хозяева. 

Ещё одна забота, рассказала Бибигул Жумагулова, – «найти рынок сбыта для верблюжьей шерсти. Сама процедура стрижки верблюда трудоёмка (это вам не овца – зажал голову между ног и стрижешь): чтобы связать и повалить «донора» шерсти на землю, требуется 5-7 работников, и эта «услуга» сегодня стоит 700 рублей, а за 1 кг шерсти можно выручить по 5 рублей при том, что с каждого верблюда можно получить не более 5-6 кг шерсти. 

Ещё 3-4 года назад аксарайцы сдавали шерсть на фабрики в Волгограде и Нижнем Новгороде, всего собирали до 10-12 тонн. Взамен приходили носки и одеяла из верблюжьей шерсти. Однако низкие закупочные цены свели эту практику на нет». 

Правда, сельхозпредприятие «Аксарайский» также специализируется на разведении овец мясошерстной породы. «Шерсть качественная, у нее люстровый блеск, песок не задерживается в шерсти, все время чисто, – объяснял главный зоотехник-селекционер Серекбай Хамзаев. – Если у мериносов шерсть грязная, когда руно откроешь, там грязь. А здесь все чистые». Таков уникальный результат кропотливой селекции, длившейся на протяжении шести десятилетий. 

Наши собеседники рассказали, что вообще верблюдоводство - дело хлопотное. Не все животноводы, даже опытные, знают, как обращаться с верблюдами. Был такой забавный случай, рассказала Бибигул Жумагулова: «Взяли нашего верблюжонка в цирк, а через некоторое время вернули его нам с претензией, мол, изготовили клетку, а он так быстро вырос, что уже в ней не помещается…». 

Зато Московский цирк братьев Запашных постоянно и охотно приобретает аксарайских верблюдов, так как астраханские бактрианы легко поддаются дрессировке. Но опять же все упирается в кадры: из 40 табунщиков в хозяйстве только 5 могут дрессировать верблюдов. Тем, кто обучает, выплачивают «гонорар» по 10 тысяч рублей за успешного «ученика». Критерий завершения дрессировки – чёткое выполнение нескольких базовых команд. 

Кадырбек Латыпов знает о верблюдах всё 

Кадырбек Латыпов – потомственный табунщик. Его верблюжья ферма входит в состав сельскохозяйственного предприятия «Аксарайский».

Приобщению к верблюдоводству – ремеслу, что сродни искусству – он обязан отцу, который отдал этому 42 года своей жизни. Клан Латыповых остается верен непростому труду: рядом с Кадырбеком трудится его младший брат, а недавно его племянник принял гурт в 50 голов. 

Самое главное в этом деле, рассказывает Кадырбек, приучить верблюдов и самому к ним привыкнуть: «Нужно научиться понимать и различать верблюдов. Характерами они разнятся. Одни спокойные, другие шустрые и капризные». 

Особенно аккуратным следует быть в период, когда идет выжеребка – рождение верблюжонка. Это кульминация долгого процесса, так как верблюдица вынашивает свое потомство на протяжении 14 месяцев. Если выжеребка длится дольше двух часов, нужно вызывать ветеринара. 

«Когда родится верблюжонок, к маме лучше не подходить, – объясняет опытный гуртовщик. – Она воспримет это как угрозу своему малышу, может укусить или лягнуть». 

Верблюды могут защищаться, если подвергнутся нападению волков. Как это ни странно, но их плевок служит эффективным средством самообороны. Хищник бывает столь ошеломлен, что верблюды, применяя «коллективную самооборону», могут своими мозолистыми ногами затоптать агрессора или заставить обратиться в бегство. 

Раньше, когда был устойчивый рыночный спрос, Кадырбек стриг своих питомцев. Получалось по 5-6 килограммов с каждого парнокопытного. 

Известно, впрочем, что некоторые особи астраханского верблюда давали до 9 килограммов в шерсти в год. Это ценный продукт: верблюжья шерсть содержит до 85% пуха, обладает отменными теплоизолирующими свойствами, не электризуется. А изготовленные из такого сырья одежда и одеяла мгновенно отводят лишнюю влагу от тела. 

Для городских жителей верблюды в этом стойбище кажутся на одно лицо. На деле Кадырбек и его помощники их всех различают, даже знают от какой мамы появился тот или иной верблюжонок.

 

По обыкновению, добавляет Кадырбек, имена дают только верблюдам-самцам. Самое распространенное из них «Жусан», что переводится как «степная полынь». Считается, что обладатель такого имени будет крепким, стойким и выносливым, как этот неприхотливый пустынный злак. 

Прощаясь с Кадырбеком и его гостеприимной семьёй и наблюдая, как тает вдали верблюжья стоянка, вспомнилось арабское напутствие: «Здоровья Вашему стаду, и да ведёт Вас через пески пустыни верблюдица удачи!» 

* * * 

Это полевой визит стал первым «выездным» мероприятием московского офиса ФАО и его коллег из ЮНЕП в рамках проведения Международного года верблюдовых – 2024 в России. В течение этого года мы будем стараться привлечь внимание к нуждам этой отрасли и заботам людей, для которых верблюды, красивые и древние животные, не только источник средств к существования, но и часть их традиционного образа жизни и многовекового уклада.

НАША СПРАВКА 

ООН провозгласила 2024 год Международным годом верблюдовых (МГВ 2024). Верблюдовые являются основным источником средств к существованию для миллионов домохозяйств, проживающих в неблагоприятных условиях в более чем 90 странах, особенно для коренных народов и местных общин. 

Верблюдовые играют важную роль в достижении целей в области устойчивого развития (ЦУР), связанных с борьбой с голодом, искоренением крайней нищеты, расширением прав и возможностей женщин и устойчивым использованием наземных экосистем. 

Верблюдовые не только обеспечивают общины молоком, мясом, шерстью и органическими удобрениями, но и используются в качестве вьючных животных для перевозки людей и товаров. Они прекрасно себя чувствуют там, где другие виды домашнего скота не могут выжить 

Цель Международного года верблюдовых – 2024 заключается в том, чтобы повысить осведомленность о неиспользованном потенциале верблюдовых и призвать к увеличению инвестиций в верблюдоводство, пропагандируя расширение исследований, развитие потенциала и использование инновационных методов и технологий. 

В России общее племенное поголовье верблюдов (не считая животных в зоопарках и цирках) немногим превышает 5 тыс. особей, из них порядка 3,5 тысяч в Астраханской области и около 2 тысяч в граничащей с ней Республикой Калмыкия. Все они – бактрианы калмыцкой породы. Традиции верблюдоводства в этих местах насчитывают не одно тысячелетие.