Портал данных о показателях достижения ЦУР

Показатель 1.4.2 - Доля совокупного взрослого населения, обладающего гарантированными правами землевладения, которые а) подтверждены признанными законом документами и b) считающего свои права на землю гарантированными, в разбивке по полу и по формам землевладения

 

Ответственное учреждение: UN-Habitat and World Bank

Учреждение-соисполнитель: ФАО

Задача 1.4

К 2030 году обеспечить, чтобы все мужчины и женщины, особенно малоимущие и уязвимые, имели равные права на экономические ресурсы, а также доступ к базовым услугам, владению и распоряжению землей и другими формами собственности, наследуемому имуществу, природным ресурсам, соответствующим новым технологиям и финансовым услугам, включая микрофинансирование.

Proportion of people with legally recognized documentation of their rights to land, by sex (percent) (most recent year available)
Воздействие

Земля является важнейшим активом, владение которым способствует сокращению масштабов нищеты. Однако системная дискриминация, существовавшая в прошлом и сохраняющаяся по сей день, приводит к воспроизводству сложившегося неравенства между мужчинами и женщинами в вопросах доступа к земле, владения и распоряжения ею. Возможность участвовать в установлении прав владения и пользования является ключевым элементом в определении того, могут ли отдельные граждане и общины получить права и связанные с ними обязанности использовать и контролировать земельные и природные ресурсы, и если да, то каким образом. 

Основные результаты

Земля (сельскохозяйственные угодья или городские участки) является важнейшим активом с точки зрения сокращения масштабов нищеты. Однако системная дискриминация, сохраняющаяся по сей день, воспроизводит традиционное неравенство между мужчинами и женщинами в сфере владения и распоряжения землей. В связи с этим разработка законодательной базы, которая бы регулировала права собственности на землю, играет ключевую роль при принятии решения о том, могут ли отдельные граждане и сообщества получить права на использование земли и природных ресурсов и осуществлять контроль над ними и, если да, то каким образом. Показатель 1.4.2 позволяет измерить неравенство в сфере землевладения среди взрослого населения в разбивке по полу и типу владения. Такое неравенство оценивается исходя из наличия «юридически действительных документов» и «ощущения защищенности». В совокупности эти два вспомогательных индикатора определяют распространенность гарантированных прав владения и пользования землей среди населения.

Доля населения, имеющего юридически действительные документы, подтверждающие право на землю, составляет 100 процентов только в трех странах (Коста-Рика, Королевство Нидерландов, Республика Корея). Для большинства из 33 стран этот показатель составляет менее 50 процентов, а для восьми стран — менее 10 процентов. Данные относительно защиты прав владения и пользования землей в разбивке по полу имеются по 33 странам, при этом речь идет только о вспомогательном индикаторе, измеряющем наличие юридически оформленных прав на землю; данные о доле людей, считающих свои права защищенными (имеются по 22 странам), пока недоступны в разбивке по полу. Полученные данные свидетельствуют о том, что доля женщин, имеющих юридически действительные документы, подтверждающие их право собственности на землю, значительно ниже среднего показателя, если брать в расчет взрослое население большинства изученных нами стран, за исключением Малави, Руанды, Того, Уганды и Объединенной Республики Танзания. Этот вывод подтверждают данные по показателям достижения ЦУР 5.a.1, которая в большей степени касается сельскохозяйственных земель и определяет долю женщин среди владельцев таких земель, и цель 5.a.2, которая отражает эффективность нормативно-правовой базы, гарантирующей равные права женщин и девочек на владение и/или пользование землей. С другой стороны, доля населения в 22 исследуемых странах, воспринимающего свои права на землю как гарантированные, колеблется от 69,7 до 98,5 процента, что свидетельствует об огромных различиях между восприятием людей и их реальным юридическим статусом.

Развитие потенциала

4/ 5

2023

Виртуальное мероприятие, 04/05/2023

FAO has recently launched the FAO SDG Progress Assessment App: a web-based tool designed to automatize the assessment of progress made at the national, regional, and global level towards the achievement of the SDGs. The developed tool allows measuring the cu...

19/ 9

2022

Гибридное мероприятие, 19/09/2022

Seven years into the 2030 Agenda, there is an urgent need to understand where the world stands in eliminating hunger and food insecurity, as well as in ensuring sustainable agriculture. FAO's new report, “Tracking progress on food and agriculture-related SDG indicators”, offers analysis and trends on indicators across eight SDGs (1, 2, 5, 6, 10, 12, 14 and 15), highlighting areas o...