Анджамма Надимидодди

"Просо – традиционная для нашего региона культура. Оно кормило поколения наших предков".
04/06/2023

Индия

Сидя на крыльце своего дома, Анджамма Надимидодди с гордостью показывает свою коллекцию семян 80 неорошаемых культур – в основном это разные виды проса, бобовые и масличные. Она никогда не училась в школе и нигде о них не читала. Но она знает об этих семенах все: когда их сеять, на каких почвах они лучше растут, каким вредителям и болезням они подвержены. Многое она узнала от бабушки еще ребенком, остальному научилась за десятилетия работы на земле. 

Анджамма живет в отдаленной деревне Гангвар, которая находится в штате Телингана на полузасушливом Деканском плоскогорье в Южной Индии, она принадлежит к далитам – касте неприкасаемых. Угнетенная по классовому признаку, касте и полу, в своей родной деревне она находилась на дне социальной иерархии. Ее детство прошло в ужасающей нищете – чтобы помочь семье питаться дважды в день, ей приходилось работать в поле за гроши. И кроме того, как одна из далитов она подвергалась унизительным практикам неприкасаемости. 

Все изменилось в конце 1980-х годов благодаря местной НПО, помогавшей женщинам из деревень ее штата объединиться в коллективные фермерские хозяйства – сангхамы. Целью Деканского общества развития (ДОР) было объединить самые маргинализированные группы населения и направить имеющиеся у них местные знания о семенах, сельскохозяйственных культурах и пищевом разнообразии на борьбу с голодом, нищетой и социальной депривацией. Одной из интересовавших общество сельскохозяйственных культур было просо, поэтому Анджамма с ее знаниями о семенах оказалась востребованной в разработке инициатив организации. 

"Просо – традиционная для нашего региона культура, – говорит Анджамма. – Оно кормило поколения наших предков". 

Так было до 1970-х и 1980-х годов, когда в регионе распространилась система земледелия на основе выращивания монокультур, "не пригодных к местным условиям", рассказывает Анджамма. 

"Монокультуры вытеснили местные неорошаемые растения, такие как просо, которые когда-то выращивались повсеместно и лучше прочих злаков приспособлены к местным почвам". 

В 1980-х годах вместе со становлением коллективных фермерских хозяйств в округе, где живет Анджамма, постепенно возродилось выращивание проса. Сегодня земельные участки далитов на окраинах деревень, которые ранее считались непригодными для земледелия, засеяны разнообразными видами проса, и оно не только кормит их семьи, но и приносит хороший доход. 

Возрождение традиционных культур сопровождалось более масштабными социально-экономическими, экологическими и культурными изменениями в регионе. 

Во-первых, оно позволило остановить деградацию почв, поскольку коллективные фермерские хозяйства вернулись к использованию органических удобрений, агролесоводству и традиционным системам выращивания смешанных культур.  

Во-вторых, повышение разнообразия культур, богатых питательными веществами, позволило фермерским домашним хозяйствам полностью удовлетворить свои продовольственные нужды. Это в свою очередь повысило статус женщины в доме, ведь теперь от ее знаний, труда и дохода зависела жизнь семьи. 

Схожая трансформация произошла и в общине: благодаря производству проса женщинам-далитам больше не приходится работать на хозяйском поле за мизерную плату – они сами себя обеспечивают. Теперь они уважаемые жители деревни, которых ценят за знания и достижения. 

Изменило свой статус и просо: раньше оно считалось "едой для бедняков", а теперь – высокопитательной культурой, которая мало требует и много дает. 

В 2019 году национальное правительство наградило Анджамму за сохранение семян более 80 местных культур, а сейчас она занимает выборную должность в местных органах власти. 

"Мы были изгоями и жили в крайней нищете, – вспоминает она. – Мы возродили выращивание проса, засеяв истощенные земли, и получили взамен пищу и средства к существованию. Сегодня мы гордимся тем, что сохраняем биоразнообразие".