Previous PageTable Of ContentsNext Page


ГЛОБАЛЬНЫЙ ФОРУМ ФАО/ВОЗ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Марракеш, Марокко, 28 – 30 января 2002 г.

Повышение эффективности и открытости
в системах безопасности пищевых продуктов
Обмен опытом

Приложение IV

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Безопасность пищевых продуктов
важнейший приоритет
общественного здравоохранения

г-на David HEIMANN
Исполнительный директор, Кластер инфекционных болезней
Всемирная организация здравоохранения



Введение

В прошлом часто, но не всегда к безопасности пищевых продуктов подходили как к проблеме общественного здравоохранения. За последние годы из-за ряда событий, включая крупномасштабные пищевые кризисы различной степени тяжести, общественное представление о безопасности нашего продовольственного снабжения пошатнулось. Однако реальное бремя болезней пищевого происхождения является еще более важной причиной того, что в последнее время безопасность пищевых продуктов все больше определяется как важнейший приоритет общественного здравоохранения. Это нашло свое отражение в том, что в 2000 г. безопасность пищевых продуктов была признана приоритетом ВОЗ.

Микробиологическое загрязнение и надзор

Согласно оценкам, ежегодная смертность от инфекционных болезней пищевого и питьевого происхождения в развивающихся странах достигает печально высокого уровня в 2,1 миллиона человек, в основном младенцев и детей. В промышленно развитых странах болезни, вызываемые микроорганизмами в продуктах питания, поражают до 30 процентов населения. Ежегодно 20 человек из каждого миллиона населения умирают от болезней пищевого происхождения. Ряд примеров подтверждает рост проблем за последние десятилетия. Рост заболеваемости людей Salmonella enteritidis за 1980-2000 гг. достиг коэффициента 20 во многих странах Европы и Северной Америки. Другим примером возникающих повсеместно проблем является противомикробная резистентность. Данные, полученные из США, показывают, что заболеваемость крупного рогатого скота резистентной ко многим медикаментам Salmonella Typhimurium, тип (TD) 104 возросла со всего лишь 2 процентов в 1982 г. до 43 процентов в 1996 г., в то время как за этот же период заболеваемость ею людей возросла с 0 до 35 процентов. Кривые роста заболеваемости людей и крупного рогатого скота почти одинаковы и совпадают по времени, что позволяет предположить передачу инфекции от крупного рогатого скота людям через пищевые продукты.

Цепи нашего продовольственного снабжения часто состоят из многих звеньев, и на каждом этапе существуют многочисленные вероятности загрязнения пищевых продуктов. Многие методы производства пищевых продуктов были разработаны без надлежащего изучения возможных последствий применения нетрадиционных технологий. Это, к примеру, привело к возникновению эпидемии губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота (BSE) – эпидемии, дальнейшее развитие которой для нас непредсказуемо.

Некоторые примеры воздействия на экономику вспышек инфекционных болезней пищевого происхождения показывают, что принятие мер по сокращению расходов (на профилактические меры) может привести к серьезным последствиям. Вспышка холеры в Перу в 1991 г. обошлась в 770 млн. долл. США, а подобная вспышка в Танзании в 1998 г. – в 36 млн. долл. США. Эти издержки, а вернее убытки, были вызваны сокращением доходов от туризма и экспорта продовольственных товаров. Простые профилактические меры и действенные системы надзора за долей расходов на эти меры могли бы предотвратить эти вспышки, или, несомненно, уменьшили бы их воздействие на экономику.

Вспышка в Танзании преподала полезный урок при анализе риска. Сразу же после извещения о вспышке человеческой холеры в январе 1998 г. многие страны-импортеры наложили запрет на импорт пресноводной и морской рыбы. После того, как ВОЗ произвела оценку риска реальной передачи человеческой холеры, запрет был снят. Тем не менее, за это время Танзания потеряла значительную часть доходов из-за остановки экспорта рыбы. Если бы анализ риска был произведен на основе более полной информации, международная редакция была бы более адекватной и запрет не был бы наложен. Таким образом, проведение адекватного анализа риска служит интересам всех торговых партнеров, являющихся экспортерами как развивающихся, так и развитых стран.

Химическое загрязнение и стандартизация

Воздействие химических загрязнителей пищевых продуктов на здоровье человека, таких как диоксины, проявляется в различных видах рака, повреждениях нервной системы, болезнях иммунной системы, расстройствах репродуктивной функции и нарушениях развития младенцев и детей. Различные программы мониторинга показали нам, что даже в странах, где продовольственное снабжение предположительно безопасно, химическое загрязнение остается проблемой. Уровень потребления диоксина и, в частности, такого диоксина, как ПХД, содержавшегося в пищевых продуктах в различных странах Западной Европы, превышает временно допустимую месячную дозу, средний уровень ДДТ в материнском молоке во всех, кроме одного, регионах ВОЗ значительно превышает временно доступную дозу. Различные подобные исследования и исследования меньшего масштаба, к сожалению, дополняют эту картину.

На протяжении многих лет ВОЗ, проводя различную деятельность, направленную на безопасность пищевых продуктов, вносит вклад в обеспечение безопасности пищевых продуктов на глобальном уровне. Многое достигнуто в области эпиднадзора и реагирования на болезни, оценки риска и надзора за химикалиями и химическим загрязнением, усиления потенциала и стандартизации. Многие из этих направлений деятельности проводились при сотрудничестве с ФАО.

Глобальный эпиднадзор

Интернет: через Интернет ВОЗ присоединилась ко всем существующим на сегодняшний день сетям, действующим в области эпиднадзора. Эта задача выполняется при содействии крупных партнеров в области сбора информации о заболеваемости и вспышках болезней, таких как министерства здравоохранения, организации системы ООН, неправительственные организации, средства массовой информации, эпидемиологические сети и сети военной подготовки. Примеры партнеров в Интернете приводятся в следующем абзаце.

Глобальная сеть информации в области общественного здравоохранения (GPHIN) является глобальной сетью, основанной на всемирной базе данных Web, которая автоматически сканирует все новые публикации в Интернете о вспышках инфекционных болезней. Так, были выявлены некоторые значительные вспышки, которые были бы обнаружены на гораздо более поздней стадии, если бы единственным механизмом их выявления были обычные системы эпиднадзора. Так, например, за десятидневный период в 2000 г., отслеживая вспышки человеческих инфекционных болезней, вызванных пищевыми продуктами животного происхождения, GPHIN выявила целых десять вспышек. Из них пять поразили менее 5 пациентов, три – от 20 до 50 и две были крупномасштабными. Быстрое обнаружение вспышек болезней позволяет рано принять меры по контролю и, таким образом, уменьшить потенциальный размер вспышек.

Глобальный надзор за эпидемией человеческого гриппа, в которую были вовлечены 84 страны, осуществляемый либо сотрудничающими лабораториями, либо национальными сетями, привел к раннему обнаружению вируса Influenza А (H5N1) или Гонконгского вируса, что позволило провести эффективное управление риском и планирование пандемии. Существование сети, объединяющей все сотрудничающие лаборатории и учреждения, позволило начать производство вакцины уже через 4 месяца после первоначального обнаружения вируса.

Глобальный надзор за сальмонеллезами, совместный проект ВОЗ, Центра по инфекционным болезням и Ветеринарного института Дании, который охватывает сальмонеллезы у животных и у людей, является другой глобальной программой, в соответствии с которой создана сеть лабораторий для осуществления контроля глобальной заболеваемости сальмонеллезами. Программа также направлена на расширение сети посредством оказания технического содействия лабораториям в проведении серотипных анализов и для повышения качества исследований.

В области мониторинга и надзора за химическими загрязнителями ВОЗ на протяжении ряда лет собирала данные о химическом загрязнении пищевых продуктов и подверженности людей воздействию химических загрязнителей для глобальной оценки по своей Системе глобального мониторинга окружающей среды (GEMS). В центре внимания находится население, подверженное воздействию основных загрязнителей пищевых продуктов. В настоящее время более 80 стран участвуют в этой системе.

Оценка риска

На протяжении многих лет оценка химического риска была центральным направлением деятельности. Объединенный комитет экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA) и Объединенное совещание ФАО/ВОЗ по остаточным количествам пестицидов в ходе своей работы предоставили оценки рисков и далее рекомендации Комиссии Codex Alimentarius и государствам-членам.

В области оценки глобального риска исследования потенциального заражения губчатой энцефалопатией крупного рогатого скота посредством торговли, которые были сфокусированы на распространении действительных источников заражения BSE по всему миру, кроме скота или на живом крупном рогатом скоте, способствовали развитию сценариев и проектов распространения BSE и человеческого варианта – болезни Крейцфельда-Якоба.

В настоящее время ФАО и ВОЗ проводят ряд оценок микробиологического риска впервые на международном уровне. Комбинациями патогенов в пищевых продуктах, на которые необходимо незамедлительно обратить внимание, как было признано на различных консультациях экспертов, являются Listeria в готовых к потреблению продуктах питания, Campylobacter в домашней птице, Vibrio сholera в морской рыбе и моллюсках и Salmonella в яйцах и домашней птице.

Глобальная стратегия ВОЗ по обеспечению безопасности пищевых продуктов

После того как на Всемирной ассамблее здравоохранения в 2000 г. одним из приоритетов ВОЗ была признана безопасность пищевых продуктов, для ВОЗ стало необходимым разработать глобальную стратегию по обеспечению безопасности пищевых продуктов.  Эта стратегия, которая недавно была оценена и одобрена Исполнительным комитетом, послужит основой среднесрочной и долгосрочной деятельности ВОЗ по обеспечению безопасности пищевых продуктов. Составными частями этой стратегии являются создание технического потенциала и международное сотрудничество в области эпиднадзора за болезнями пищевого происхождения, оценки риска, обеспечения безопасности новых технологий, повышения роли общественного здравоохранения в работе Комиссии Codex Alimentarius и передачи информации о риске.

Заключение

В настоящее время существуют хорошие возможности для партнерства в области обеспечения безопасности пищевых продуктов. В сложившейся в промышленно развитых странах обстановке у потребителей возникает обеспокоенность в отношении безопасности пищевых продуктов, а их уверенность в надежности существующих систем контроля пищевых продуктов сильно ослабевает. Это в значительное мере способствует включению проблемы обеспечения безопасности пищевых продуктов в политическую повестку дня. Скрытое бремя безопасности пищевых продуктов еще не полностью осознано, но имеющиеся на сегодняшний день фактические сведения уже вызывают тревогу. В развивающихся странах видимое и эндемическое бремя значительно. К сожалению, в основном из–за неосведомленности как потребителей, так и политических деятелей часто наблюдается низкое политическое желание адекватно подходить к существующим проблемам.

Именно сейчас существует прекрасная возможность создать необходимые партнерские связи между промышленно развитыми и развивающимися странами, для того чтобы использовать текущий и накопленный опыт для укрепления национальной и глобальной безопасности пищевых продуктов. Давайте используем эту возможность приложить усилия, для того чтобы обеспечить всех более безопасными пищевыми продуктами.

Previous PageTop Of PageNext Page